1. Можно ли смешивать/доливать разные моторные масла.
Всегда следует избегать смешивания/доливки моторных масел различных марок/производителей, поскольку нельзя однозначно гарантировать их совместимости.
Основная проблема в совместимости масел заключается именно в невозможности предсказать совместимость пакетов присадок, входящих в состав масел, поскольку базовые масла в большинстве своем совместимы. Именно компоненты, то есть химические вещества, входящие в состав пакета присадок, могут быть несовместимы между собой. Несовместимость может выражаться по-разному:
1. Резкое изменение прозрачности или потемнение масла после их смешивания, вспенивание.
2. Расслоение или выпадение осадка
3. Резкое окисление смеси – образование в двигателе мазеобразных отложений.
Однако иногда бывает так, что обстоятельства вынуждают долить масло другой марки, например, по причине отсутствия в продаже или в пределах досягаемости марки масла, залитого в двигатель. Что тогда в таком случае делать?
Рекомендуется выбирать только масло от известных мировых производителей. Рекомендуется выбирать масло, имеющее схожие физико-химические и эксплуатационные показатели. Например, у вас залито минеральное масло с вязкостью 15W-40 отвечающее спецификации API CH-4. Желательно подобрать масло со схожими характеристиками: с примерно такой же вязкостью (15W-30, 15W-40, 10W-40) и близкой спецификацией. Не следует в данном случае доливать синтетикой с вязкостью 5W-30, т.е. всегда следует руководствоваться элементарными логическими соображениями.
Есть негласные правила, которые в большинстве случаев работают.
1. Если Вы долили масла менее 10% от общего объема заливки в двигатель, то считается, что никаких проблем возникнуть не должно. 10% - это тот средний объем масла (в реальности эта цифра может достигать и 20%), который остается в двигателе при обычной замене масла.
2. Если Вы долили от 10% до 30%. желательно сократить интервал замены масла вдвое.
3. Если Вы долили более 30%, желательно при первой же возможности полностью заменить масло.
2. Нужно ли промывать двигатель при замене масла?
Необходимость промывки двигателя зависит от обстоятельств. Если вы используете качественное моторное масло, не затягиваете интервалов замены, то необходимости в промывке двигателя совершенно нет, поскольку любое качественное моторное масло уже содержит моющие и диспергирующие присадки, призванные справляться с загрязнениями.
Однако иногда бывает так, что автомобиль эксплуатировался на некачественном масле, интервалы замены часто не соблюдались или история обслуживания автомобиля неизвестна. В таком случае действительно возникает необходимость в промывке.
Как правильно ее провести?
Лучший и наиболее эффективный и безопасный способ – промывка моторным маслом. Необходимо по возможности наиболее полно слить старое масло (делать это нужно на прогретом двигателе), залить новое – это не обязательно должно быть синтетическое масло с наилучшими спецификациями, достаточно использовать качественное минеральное, и эксплуатировать автомобиль, избегая, по возможности, очень высоких нагрузок, в течение 500-1500 км. Затем масло слить, заменить фильтр и, при необходимости, процедуру повторить (о недостаточной промывке можно, например, судить по количеству мазеобразных отложений под клапанной крышкой).
Если положительный результат достигнут после первой промывки, можно в дальнейшем заливать уже то масло, на котором вы планируете эксплуатировать автомобиль в дальнейшем.
Недостатки этой методики – длительность, относительная трудоемкость и стоимость (но: ремонт двигателя – дороже!!!)
Почему следует избегать промывки двигателя промывочными маслами и промывками-«пятиминутками»?
Прежде необходимо разобраться, что это такое - промывочные масла. Промывочное масло, как правило, очень жидкое масло (кинематическая вязкость при 40°С обычно составляет 12-25 сСт) – оно чаще даже жиже, чем масло SAE 0W. Это сделано с простой целью – более жидкое масло легче прокачивается по масляным каналам, даже частично забитым.
Методики промывки с помощью таких масел обычно подразумевают работу двигателя на холостом ходу в течение 10-20 минут, учитывая, что это очень жидкое масло, двигатель весь этот период времени работает с повышенным износом – это первая, но не самая главная проблема.
Далее. Как правило, промывочные масла - это смесь минеральных базовых масел и «пакета моющих и диспергирующих присадок» (в России это часто смесь масел И-20/И-50 с присадкой КНД). Степень совместимости промывочного масла с присадками свежезалитого масла предсказать сложно, при том, что все масло слить не удастся. Это вторая опасность – возможная несовместимость.
Учитывая, как было сказано выше, что все масло из двигателя не сливается, в нем остаются примерно те же самые 10% от объема заливки очень жидкого промывочного масла. Вы заливаете, например, свежее масло с вязкостью 10W-40 и в результате можете получить 10W-30. А представьте, что вы зальете масло с вязкостью 5W-30, что вы получите в двигателе? Это третья проблема – изменение вязкостных свойств свежего масла.
И, наконец, четвертая проблема – за те 10-20 минут пока двигатель моется промывочным маслом, не все загрязнения могут быть диспергированы промывкой, и может получиться так, что наиболее крупные из них могут забить масляные каналы или сетку маслозаборника, а это уже более серьезная проблема для двигателя.
Промывки-«пятиминутки».
По составу представляют собой, как правило, керосиновые фракции (или определенные типы сольвентов), с «пакетом моющих и диспергирующих присадок». Керосин используется для того, чтобы максимально разжижать масло в двигателе - могут возникнуть те же проблемы, что и в случае промывочных масел, плюс еще одна – в большинстве случаев основа «пятиминуток» (керосиновая) негативно воздействует на сальники и прокладки двигателя.
Те же самые проблемы могут возникнуть и при использовании так называемых «долговременных» промывок – присадок, которые рекомендуют заливать за 100-300 км до планируемого срока замены, за исключением того, что они несколько в меньшей степени вызывают разжижение масла.
Поэтому применение промывочных масел и промывок-«пятиминуток» в большинстве случаев оказывает именно психологический эффект на потребителя (залили прозрачное промывочное масло – слили грязное), а с технической точки зрения – чаще всего бесполезно.
3. Как часто надо менять масло?
Масло следует менять в соответствии с инструкцией по эксплуатации автомобиля. Производитель двигателя - единственный, кто вправе определять это. При этом он исходит из возможности использования масла, качество которого минимально удовлетворяет требования соответствующих спецификаций. Обычно рекомендуется либо определенный пробег, либо временной интервал. В неблагоприятных условиях (их перечень также можно найти в инструкции) масло следует менять чаще. К сожалению, российские условия, как правило, являются неблагоприятными и поэтому в большинстве случаев масло в Росси меняют чаще, чем в Европе.
В последние годы некоторые модели автомобилей оснащаются системами, которые информируют о необходимости заменить масло. В большинстве случаев учитывается просто-напросто количество пусков двигателя. В самой современной системе ASSYST (используется в новых грузовиках Mersedes), разработанной совместно Daimler/Chrysler и Shell, контролируются степень загрязнения масла и “сработанность” масляной основы. Эта система способна увеличить срок службы двигателя, дает возможность выбора масла наиболее подходящего качества и оптимизирует его потребление
4. Надо ли использовать дополнительные присадки/добавки в моторные масла?
Это делать нежелательно, т.к. может привести к непредсказуемым последствиям. Все современные масла содержат определенную композицию присадок. В процессе разработки они подбираются по составу и соотношению для выполнения требований стандартов и спецификаций (API, SAE, ASTM и др.). Добавление даже самого хорошего компонента неизбежно нарушает баланс. В результате какой-либо показатель может быть улучшен, но другие при этом, почти наверняка, пострадают.
В совокупности эффект будет в лучшем случае нулевым. В худшем - отрицательным. При всем многообразии различных препаратов на рынке, начиная от “загустителей масла” до противоизносных и содержащих порошкообразный тефлон и т. п., неизвестны случаи, когда хотя бы один из них прошел полноценные моторные испытания в составе хотя бы одного масла (а ведь их рекомендуют добавлять к любым маслам!) и показал бы ощутимый положительный эффект.
Производители дизелей для тяжелых грузовых автомобилей и вовсе запрещают применять какие бы то ни было присадки под угрозой потери гарантии. Правильно подобранное по вязкости и группе эксплуатационных свойств масло не требует никаких дополнительных добавок.