В чем секрет состава пластичных смазок?
Пластичные, или консистентные, смазки используются в узлах, для которых конструктивно невозможно или затруднительно обеспечить применение жидких масел. Пластичные смазки не стекают с наклонных и вертикальных поверхностей, не вытекают из негерметизированных узлов трения и не сбрасываются инерционными силами с движущихся деталей. Как же этого добились? Весь секрет заключен в составе таких смазок — они представляют собой многокомпонентную систему, состоящую из жидкого масла, загустителя, присадок и иногда некоторых других добавок.
Пространственный каркас
Загуститель формирует на микроуровне структурный пространственный каркас, который связывает базовое масло. При обычной температуре и в отсутствие нагрузки смазка по своим свойствам напоминает твердое тело — сохраняет первоначальную форму. При появлении нагрузки каркас из загустителя внутри смазки разрушается, и она начинает деформироваться и течь подобно жидкости. После снятия нагрузки (прекращения движения) каркас восстанавливается, и пластичная смазка снова затвердевает.
Какие пластичные смазки существуют?
Консистентные смазки можно разделить по типу применяемого в них загустителя. В этой роли обычно выступают мыла, углеводородные (например, парафины), неорганические (такие, как бентонит) и синтетические загустители. В автомобильной технике наиболее широко распространены пластичные смазки с мыльными загустителями на основе литиевого, кальциевого, натриевого или другого мыла — то есть металлической соли одной из высших жирных кислот. Также пластичные смазки принято классифицировать по области применения, например, на антифрикционные, консервационные, уплотнительные и специализированные. Среди антифрикционных, в свою очередь, выделяют смазки общего назначения, термостойкие, морозостойкие, водостойкие, химически стойкие и другие.
Где используются?
Итак, где же используются пластичные смазки? Перечислять узлы и агрегаты автомобиля, в которых они находят применение, можно долго: шарниры равных угловых скоростей, различные подшипники (в том числе ступичные), шаровые шарниры подвески, наконечники тяг рулевого управления, игольчатые подшипники карданных шарниров и механизмы стеклоподъемников автомобилей. В зависимости от нагрузки, температурного диапазона, возможности контакта с водой и других условий работы деталей и узлов им требуются пластичные смазки с различными свойствами. В линейке смазочных материалов «Шелл» есть большой выбор таких смазок, предлагаемых под маркой Gadus.